Что делать, если у вашего ребёнка cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Центр психолого

Дефицит внимания у детей

Серьезные нарушения в психическом развитии ребенка порой сложно отличить от обычного баловства. Кроме того, многие родители категорически не хотят или боятся принять тот факт, что их малыш болен. К сожалению, синдром дефицита внимания, или гиперактивность за последние годы стал очень распространен. И при игнорировании синдрома есть риск достаточно неприятных последствий. Как отличить патологию от педагогической запущенности? Почему появляется дефицит внимания у детей, и каковы его возможные последствия?

Характеристика синдрома дефицита внимания

Синдром дефицита внимания у детей или СДВГ – это неврологическое расстройство развития, которое мешает малышу сосредоточиться на чем-либо, контролировать собственные эмоции, вести себя, согласно общепринятым нормам в обществе.

Не смотря на огромные возможности современной медицины, способ лечения СДВГ все еще не найден. Однако, существует большое количество средств коррекции отклонения, благодаря которым можно предупредить развитие осложнений и негативных последствий диагноза. Более, чем у 35% детей расстройство с возрастом проходит само, или же они находят способ к нему адаптироваться. Но для того, чтобы это произошло, очень важно своевременно установить верный диагноз и принять меры по его исправлению.

Специалисты различают три типа СДВГ:

  1. Дефицит внимания. Детям, страдающим им сложно запомнить и усвоить новую информацию, сложно сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности.
  2. Гиперактивность. Этот тип отклонения делает ребенка неусидчивым, склонным к необдуманным поступкам, расторможенным.
  3. Смешанный тип. Сочетает в себе признаки двух других.

Почему появляется дефицит внимания у детей?

Точные причины заболевания до сих пор досконально не изучены, но по результатам многолетних наблюдений удалось установить факторы, которые провоцируют синдром дефицита внимания у детей:

  • Негативный психологический климат в семье, стрессы и чрезмерные нагрузки на нервную систему малыша
  • Особенности нервной системы ребенка
  • Генетическая предрасположенность
  • Применение лекарственных средств матерью во время беременности, алкоголь и наркотические средства, вредные продукты питания
  • Патологии во время беременности
  • Загрязнения окружающей среды, плохая экология
  • Инфекции в раннем возрасте и травмы головы

Диагностика

У ребенка дефицит внимания, что делать? Диагностику СДВГ сильно затрудняет тот факт, что признаки патологии становятся заметны лишь в тот момент, когда она уже оказывает значительное воздействие на нервную систему ребенка, который начинает плохо себя вести и тяжело поддается обучению. Кроме того, многим родителям отклонения в поведении ребенка зачастую кажутся обыкновенным баловством, и они не придают им должного значения.

Синдром дефицита внимания может заметить и диагностировать опытный психолог. Для подтверждения диагноза проводится специально направленное обследование, в ходе которого исключаются заболевания слуха и зрения, поражения головного мозга ребенка. С симптоматикой СДВГ схожи такие причины неусидчивости, как отставание в развитии, отравления токсичными веществами, влияние препаратов. В обследовании на предмет дефицита внимания должны участвовать терапевт, гастроэнтеролог, психолог, педиатр и другие специалисты.

При своевременной правильной диагностике нарушение достаточно легко поддается коррекции в раннем возрасте. Чем взрослее человек, тем могут быть серьезнее последствия патологии.

Признаки и симптомы дефицита внимания

Основные признаки заболевания легко перепутать с множеством других патологий, поэтому родителям стоит быть особенно внимательными, если у ребенка наблюдаются следующие признаки.

Синдром дефицита внимания у детей симптомы:

  1. Гиперактивность. Ребенок бесконечно бегает, прыгает и ерзает. Ему сложно усидеть на месте. Он очень разговорчив и ведет себя шумно.
  2. Импульсивность. Ребенок быстро реагирует на задачу, однако совершенно не следует правилам ее выполнения. Он неспособен предвидеть негативные последствия своих действий. Подобное поведение часто становится причиной травм и отравлений.
  3. Рассеянность. Ребенку сложно сосредоточиться на выполнении задания, он отвлекается на посторонние события и действия. Он не способен правильно организовать собственное время, часто пытается уйти от выполнения заданий, потому что они требую повышенного внимания.

Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста.

Чаще всего признаки СДВГ обнаруживаются при подготовке ребенка к школе, когда нагрузка на него резко возрастает и появляется масса занятий, требующих повышенной концентрации. Малышу с подобной патологией сложно спокойно себя вести в обществе, он перебивает собеседника и взрослых, много двигается.

Последствия дефицита внимания у детей

Одно из самых очевидных последствий СДВГ – это сложности в общении с окружающими людьми и в учебе. Люди, наблюдающие за поведением ребенка с подобным синдромом, часто связывают его неусидчивость с плохим воспитанием и капризами. В конечном итоге, человек становится закомплексованным и уходит в себя.

В подростковом возрасте недостаток понимания со стороны окружающих может привести к раннему употреблению алкоголя или курению. Дети с СДВГ более подвержены к ассоциативному поведению, следствием чего могут стать травмы, повышенная жестокость. Возможны психические расстройства.

Читайте также:  Сколько калорий в вареном яйце, БЖУ и калорийность на 100 грамм и в 1 шт

Дети, страдающие СДВГ часто подвержены различным заболеваниям. В первую очередь, это связано с тем, что их иммунная система ослаблена или не сформирована. Патология может стать косвенной причиной неприятных синдромов. В их числе аллергические реакции, болезни органом зрения и слуха.

Сопутствующие заболевания при СДВГ:

  • Височная эпилепсия
  • Дизграфия
  • Дизартрия
  • Экзема
  • Нервный тик
  • Нейродермит
  • Дислексия и др.

Специалисты медицинского центра «ДиЛУЧ» рекомендуют заботливым взрослым обратиться за консультацией педиатра или психолога при обнаружении отклонений в поведении малыша, и желают крепкого здоровья Вам и Вашим близким!

Санаторно-курортный комплекс «ДиЛуч»
353440, Россия, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Пушкина, 22.
E-mail: info@diluch.org
Тел./факс: (86133) 2-43-52, 2-07-58

Данный интернет-сайт, носит исключительно информационный характер
и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ. Имеются противопоказания.
Необходимо проконсультироваться со специалистом.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагог

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагогов и психологов [1–5].

Русскоязычное название СДВГ является адаптированной версией англоязычного термина «расстройство с дефицитом внимания/гиперактивностью» (attention deficit/hyperactivity disorder). СДВГ — широко распространенное состояние среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста. Тот факт, что СДВГ не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нем отсутствует необходимость в терапии.

СДВГ — это название этиологически гетерогенной группы нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста. Эти изменения поведения сопровождаются нарушением внимания и гиперактивностью (у детей старше пяти лет), потенциально приводящими к неуспеваемости (нарушения обучения), антисоциальному поведению, снижению качества жизни [1–5]. В настоящее время установлена нейробиологическая природа СДВГ, частично изучен его патогенез.

По современным представлениям, генетическая опосредованность СДВГ свойственна от 40% до 75% случаев болезни [1, 2]. Биохимическим субстратом в патогенезе СДВГ являются нарушения катехоламинового обмена. Средовое воздействие и влияние иных факторов (недоношенность, низкая масса тела при рождении, курение матери во время беременности и т.?д.) признается, но считается менее значимым [2].

По мнению Zuddas A. и соавт. (2005), психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, вызывая биологическое повреждение [6]. СДВГ можно рассматривать в качестве исхода перинатального поражения нервной системы или дефекта формирования стереотипа поведения у детей с нарушениями психомоторного развития. В первом случае налицо средовые воздействия внутриутробного окружения (включая гипоксию, воздействие на плод бактериальных, вирусных и иных патогенов), а во втором основную роль играют факторы окружения в постнатальной жизни ребенка.

Средовые факторы, предположительно оказывающие влияние на формирование СДВГ, можно условно разделить, во-первых, на эндогенные и экзогенные, а во-вторых, на пренатальные и постнатальные. К пренатальным факторам формирования СДВГ относятся следующие: гестационные (отягощенный акушерско-гинеколoгический анамнез, токсикозы, гестозы, угроза прерывания беременности и т. д.), курение матери во время беременности, родовая травма (акушерская), воздействие на плод инфекционных патогенов (вирусов, бактерий, вирусно-вирусных и вирусно-бактериальных ассоциаций), токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов растительного и синтетического происхождения и др.), внутриутробная гипоксия плода (острая и/или хроническая), нарушения нейрохимических и/или нейрофизиологических параметров ЦНС, резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител), внутриутробные нейроинфекции.

Постнатальные факторы формирования СДВГ: недоношенность, морфофункциональная незрелость, задержка внутриутробного развития (ЗВУР), искусственное вскармливание, интранатальная или постнатальная аноксия/аcфикcия/гипоксия, специфические паттерны воспитания в семье, особенности индивидуального темперамента, алиментарные дефициты (витаминов, минеральных веществ, других нутриентов), имитационное поведение детей, особенности церебрального метаболизма различного генеза (дофамина, серотонина, глюкозы и др.), морфометрические особенности ЦНС (мозжечка, базальных ганглиев, других церебральных структур), нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, эмоциональные сложности в отношениях между родителями, воспитание и проживание во внесемейных условиях («институциональных»), а также лечение СДВГ (медикаментозное или немедикаментозное) [2]. Есть мнение, что СДВГ может формироваться вследствие избыточного потребления сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, содержащих в большом количестве экстрактивные вещества, консерванты и красители. Влияние на СДВГ многочасового просмотра ТВ-программ с раннего детского возраста в настоящее время более не считается значимым фактором [2].

Многие авторитеты в области изучения СДВГ признают, что при этой патологии у детей имеется ряд особенностей церебральных структур и функций (поражение префронтально-стриато-таламокортикальных структур). Весьма вероятно вовлечение при СДВГ в патологический процесс нисходящих проекций катехоламинергических и серотонинергических нейронов.

Читайте также:  Цитовир®-3 (Cytovir-3) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные де

Клинические проявления СДВГ появляются и изменяются на протяжении жизни индивида. СДВГ часто является частью симптомокомплекса, который включает специфические нарушения обучения и другие нейробиологические нарушения. Хотя изначально СДВГ описывался как нарушение исключительно детского возраста, в настоящее время подтверждено, что это состояние может персистировать и по достижении совершеннолетия [1, 2, 4–6].

Американскими специалистами стандарты установления диагноза СДВГ представлены в «Диагностическом и статистическом руководстве по психиатрическим нарушениям» (DSM-IV), где СДВГ подразделяется на 3 типа на основании поведенческих характеристик пациента (тип с преимущественным дефицитом внимания, преимущественно гиперактивный тип, комбинированный тип). В РФ принято использовать критерии не DSM-IV, а Международной классификации болезней Х-го пересмотра (МКБ-10), которые имеют некоторые отличия (см. ниже).

Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания). Гиперактивность проявляется у детей неспособностью сидеть на месте или сосредоточиться на задании, при этом отмечается видимое присутствие двигательной активности. По достижении взрослого возраста эти пациенты характеризуются двигательным беспокойством и склонностью к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий. Импульсивность определяется трудностью выделения приоритетов и подавления немедленных ответных реакций на воздействие факторов окружения, конкурирующих в привлечении внимания с более значимыми делами и событиями. Невнимательность у детей и взрослых проявляется в неспособности подавить собственное поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в семейных, учебных, рабочих и социальных ситуациях. По мере того, как нервная система созревает, гиперактивность и импульсивность становятся для индивида менее проблематичными, хотя невнимательность остается для многих взрослых проблемой и зачастую проявляется в виде нарушений стратегии использования времени [1–6].

Сопутствующие (коморбидные) состояния при СДВГ могут включать: нарушения эмоционального контроля (аффективные — дизритмия, депрессия, биполярные нарушения, тревожность, панические нарушения, обсессивно-компульсивные); нарушения двигательного контроля (тикозные — моторные тики, вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта; пароксизмальные — обычно первично-генерализованные эпилепсии абсансного типа; нарушения сна с периодическими движениями конечностей); нарушения комфорта (головные боли типа мигрени, энурез, синдром раздраженного кишечника и др.); нарушения, связанные с использованием интоксикантов (ингалянтов, табака, алкоголя, наркотических средств и др.); нарушения с дисруптивным (разрушительным) поведением (трех типов: оппозиционно-вызывающее, кондуктивные нарушения, антисоциальное поведение) [1–6] (табл.).

При этом предлагается обращать внимание на оценку в 3 балла, если она встречается 6 раз и более, а также на общий балл (если он равен 25 баллам и выше).

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

Гиперактивность – это навсегда?

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Читайте также:  Тахикардия симптомы, что надо делать, а что нельзя

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Время от времени становится неуправляемым.

Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение у психолога

Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.

Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Врач-невролог Гудная Т.П.

Психолог Борозда А.В.

г. Минск, ул. Налибокская, 15

Справка
+375 (17) 377 39 03
+375 (17) 375 25 33
+375 (17) 375 29 33
Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03
+375 (17) 374 55 04
Приемная
+375 (17) 375 85 00 (факс)
+375 (17) 209 85 51

© 2020 4-я городская детская клиническая поликлиника

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если сильно чешется голова, причины и профилактика
Почему чешется голова Когда, на первый взгляд, беспричинно начинает чесаться голова, появляется повод для беспокойства. Часто на ум приходит самое...
Что делать, если ноют зубы и десна нижней челюсти Причины и лечение; Эликсир
Боль в челюсти Боль в челюсти неприятна, она свидетельствует о травмах, проблемах невротического характера, заболеваниях кровеносных сосудов, воспалительных процессах. При...
Что делать, если Нурофен не сбивает температуру
SOS упала температура Мы болеем. Пьем антибиотик. Вечером в 21.00 темпа 38, решила дать свечку нурофена на ночб. Темпа начала...
Что делать, если тошнит после жирной пищи
Непереносимость лактозы Общие сведения Лактоза один из сложных сахаров, содержащихся в молоке и во всех молочных продуктах. Во время пищеварительного...
Adblock detector