Что такое конформизм понятие, примеры, причины, виды

7.3. Конформность реципиента

7.3. Конформность реципиента

Конформность — это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. Или, проще говоря, — это свойство человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения.

Конформность называют также внутригрупповой суггестией или внушаемостью. Правда, некоторые авторы, например А. Е. Личко и соавт. (1970), не отождествляют внушаемость и конформность, отмечая отсутствие зависимости между ними и различие механизмов их проявления. Понятие конформности часто отождествляется с конформизмом, что, с моей точки зрения, создает путаницу в понимании того и другого.

Конформизм определяется как «изменение поведения или убеждения… в результате реального или воображаемого давления группы» (Kiesler, Kiesler, 1969, p. 2). Иначе говоря, если конформность является свойством (качеством) человека, то конформизм — это поведение, которое может быть вызвано конформностью, а может быть и не связано с ней. Нейл с соавторами (Nail et al., 2000) выделили две формы конформизма — уступчивость и одобрение. Уступчивость (внешний, показной конформизм), по Нейлу с соавторами, проявляется в делании того, что нам не хочется, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания (например, голосование за резолюцию собрания, с которой человек не согласен). Если уступчивость представляет собой ответ на приказ, то ее называют подчинением. Одобрение, по Нейлу, — это внутренний, искренний конформизм, это вера в то, что считает группа.

Если человек склонен постоянно соглашаться с мнением группы, он относится к конформистам; если же имеет тенденцию не соглашаться с навязываемым ему мнением, то — к нонконформистам (к последним, по данным зарубежных психологов, относится около трети людей).

Эксперимент Соломона Аша с «подсадными утками»

…Представьте себя в роли одного из добровольных участников эксперимента Аша. Вы сидите шестым в ряду, в котором всего 7 человек. Сначала экспериментатор объясняет вам, что все вы принимаете участие в исследовании процесса восприятия и связанных с ним суждений, а затем просит ответить на вопрос: какой из отрезков прямой, представленных на рисунке, равен по длине стандартному отрезку. Вам с первого взгляда понятно, что стандартному отрезку равен отрезок № 2. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 5 человек, которые ответили до вас, сказали «Отрезок № 2».

Следующее сравнение проходит столь же легко, и вы настраиваетесь на кажущийся вам простым тест. Однако третий раунд очень удивляет вас. Хотя правильный ответ кажется таким же бесспорным, как и в первых двух случаях, первый отвечающий дает неверный ответ. А когда и второй говорит то же самое, вы приподнимаетесь со стула и впиваетесь глазами в карточки. Третий испытуемый повторяет то, что сказали первый и второй. У вас отвисает челюсть и тело покрывается липким потом. «В чем дело? — спрашиваете вы себя. — Кто из нас слеп? Они или я?» Четвертый и пятый соглашаются с первыми тремя. И вот взгляд экспериментатора устремлен на вас. Вы испытываете то, что называется «эпистемологической дилеммой»: «Как мне узнать, кто прав? Мои товарищи или мои глаза?»

В ходе экспериментов Аша в подобной ситуации оказывались десятки студентов. Те из них, кто входили в состав контрольной группы и отвечали на вопросы экспериментатора, будучи один на один с ним, в 99 случаях из 100 давали правильные ответы. Аша интересовал следующий вопрос: если несколько человек (помощники, «подученные» экспериментатором) дадут одинаковые неверные ответы, станут ли и другие испытуемые утверждать то, что в другой ситуации они бы отрицали? Хотя некоторые испытуемые ни разу не проявили конформности, три четверти из них продемонстрировали ее хотя бы единожды. В целом 37 % ответов оказались «конформными» (или следует сказать, что в 37 % случаев испытуемые «полагались» на других?).

…Результаты Аша поражают воображение, потому что в них нет очевидного внешнего давления, принуждающего к конформизму, — ни вознаграждений за «командную игру», ни наказаний за «индивидуализм».

Майерс Д., 2004, с. 249–251.

Если намерения или социальные установки, имевшиеся у человека, совпадают с таковыми у окружающих, то речь о конформности уже не идет.

Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней конформности человек возвращается к своему прежнему мнению, как только групповое давление на него снимается. При внутренней конформности он сохраняет принятое групповое мнение и тогда, когда давление прекратилось. Исследования В. Н. Куликова (1978) показали, что эффект внушения, направленного на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. Объясняется это тем, что при внушении в коллективе на личность действует каждый член коллектива, т. е. имеет место множественное взаимовнушение. При этом большое значение имеет численный состав группы. Если на субъекта воздействуют два-три человека, эффект группового давления почти не проявляется; если три-четыре человека — эффект проявляется, однако дальнейшее увеличение численности группы не приводит к увеличению конформности. Кроме того, имеет значение единодушие группы. Поддержка субъекта даже одним членом группы резко повышает сопротивляемость групповому давлению, а иногда и сводит его на нет.

Степень подчинения человека группе зависит и от ряда других факторов, которые были систематизированы А. П. Сопиковым (1969). К ним относятся:

• возрастные различия: среди детей и юношей конформистов больше, чем среди взрослых (максимум конформности отмечается в 12 лет, заметное ее снижение — после 15–16 лет);

• трудность решаемой проблемы: чем она труднее, тем в большей мере личность подчиняется группе; чем сложнее задача и неоднозначнее принимаемые решения, тем конформность выше;

• статус человека в группе: чем он выше, тем в меньшей степени он проявляет конформность;

• характер групповой принадлежности: по своей воле или по принуждению вошел субъект в группу; в последнем случае его психологическое подчинение часто бывает только поверхностным;

• привлекательность группы для индивида: референтной группе субъект поддается легче;

• цели, стоящие перед человеком: если его группа соревнуется с другой группой, конформность субъекта увеличивается; если соревнуются между собой члены группы, конформность уменьшается (то же наблюдается при отстаивании группового или личного мнения);

• наличие и эффективность связи, подтверждающей верность или неверность конформированных поступков человека: при неправильности поступка человек может вернуться к своей точке зрения.

Показано также, что имеет значение численность группы и количество групп, оказывающих внушение. Установлено, что пять человек оказывают более сильное влияние, чем один или два, но увеличение численности группы свыше пяти человек снижает уровень конформности (Gerard et al., 1968; Rosenberg, 1961; Milgram et al., 1969). Две группы из двух или трех человек больше влияли на конформность, чем когда они высказывали суждение как единые группы в четыре и шесть человек (Wilder, 1977).

Читайте также:  Расшифровка нормальных показателей УЗИ сердца Реамед Спорт

Важно единодушие членов группы: если в ней находится хотя бы один нонконформист, конформность не проявляется и испытуемый высказывает свою точку зрения (Morris, Miller, 1975). При этом он отрицает влияние нонконформиста: «Даже если бы его не было, я все равно сказал бы то же самое». Следовательно, отстаивать свою точку зрения значительно легче, если находится союзник.

Члены группы, испытывающие привязанность к ней, легче поддаются ее влиянию (Berkowitz, 1954; Sakurai, 1975). Имеет значение статус высказывающего суждение: чем он выше, тем большее оказывается влияние, а также в каких условиях проявляется конформизм: люди проявляют больший конформизм тогда, когда должны отвечать публично, в присутствии других людей, чем когда они отвечают письменно, зная, что никто, кроме экспериментатора, этот ответ не прочтет (Asdi, 1955).

Важно также, сделал человек предварительное заявление или нет. Как правило, люди не отказываются от своего публично высказанного мнения, если их после высказывания убеждают в его ошибочности (Deutsch, Gerard, 1955). Именно поэтому бесполезно апеллировать к спортивному судье по поводу неправильно принятого им решения или к экзаменатору по поводу «несправедливо» выставленной отметки. Самое большее, на что можно рассчитывать, — это изменить его по прошествии какого-то времени (Saltzsteiner, Sandberg, 1979). Поэтому часто футбольный судья, допустивший ошибку в первом тайме, начинает ее «исправлять» во втором тайме, т. е. судить в пользу другой команды.

При выраженном конформизме увеличивается решительность человека при принятии решения и формировании намерений, но при этом уменьшается чувство его индивидуальной ответственности за поступок, совершенный вместе с другими. Особенно это проявляется в недостаточно зрелых в социальном плане группах.

Конформность тесно связана с феноменом обособления. В результате общения происходит двуединый процесс: с одной стороны, уподобление себя своим сверстникам, а с другой — выделение себя среди других вследствие процесса обособления (находясь за рубежом, ощущать себя россиянином, а находясь в России в женском коллективе, ощущать себя мужчиной). Причем обособление протекает в тесном единстве с общением. Нет общения — нет и обособления, так как, общаясь с другими людьми, человек находит свою позицию, ищет свое Я, отличное от других.

Имеет место и групповое обособление, которое выражается главным образом в ряде норм поведения и взаимоотношений, а также в некоторых чертах стиля поведения и общения, например общения друг с другом юношей и девушек, входящих в одну группу (компанию), в одежде и т. п. Эти группы тщательно оберегают свою автономию, ограничивая возможность присоединения к ним других ребят, подчеркивают непохожесть своей компании на другие (свои секреты, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок и т. д.). В старшем школьном возрасте в связи с выраженной потребностью в обособлении конформность может уменьшаться.

В ряде работ показано, что конформность женщин выше (А. П. Сопиков, 1969; В. Хартуп [W. Hartup, 1958]; Б. Фагот [B. Fagot, 1978]; Л. Осман [L. Osman, 1982], Т. С. Валецкая, 2005).

В исследовании Л. Османа это было выявлено при наблюдении за тем, как мужчины и женщины переходят улицу на красный цвет светофора. Мужчины идут первыми чаще, чем женщины, однако женщины чаще нарушают правила вслед за более решительным нарушителем. Автор делает вывод, что женщины более податливы требованиям, запрещающим нарушение правил, но одновременно более конформны к групповому давлению.

Даже в работах Игли (Eagly, Carli, 1981), на которые ссылается Ш. Берн, отрицая большую конформность женщин, половые различия в подверженности внешнему влиянию, хотя и небольшие (но на статистически значимую величину), были обнаружены. Вопреки первоначальному утверждению об отсутствии различий в конформности между мужчинами и женщинами, Ш. Берн далее дает объяснения имеющимся различиям и прямо пишет о меньшей конформности мужчин: «Этот факт может объясняться тем, что женщины — более „общественные“ создания и, следовательно, стараются сохранить гармонию в группе и добрые чувства ее членов друг к другу (Eagly, Wood, 1985). Другой причиной может быть то, что мужчины менее конформны из-за социальных норм, которые предписывают им быть независимыми и не поддаваться влиянию со стороны. Было обнаружено, что мужчины менее конформны в ситуации, когда они считают, что члены группы знают их мнение, чем тогда, когда они уверены, что другим их мнение неизвестно. На конформность женщин этот фактор не оказывал никакого влияния (Eagly et al., 1981)» (2001, с. 113). Игли склонна объяснять выявляемые различия в конформности мужчин и женщин их статусными различиями: в повседневной жизни мужчины стремятся достичь положения с высоким статусом и широкими полномочиями. Поэтому часто можно видеть, что мужчины оказывают влияние, а женщины поддаются. Именно этим объясняется, по мнению Игли, почему в реальной жизни складывается впечатление о гораздо большем различии в степени повседневного конформизма полов, нежели выявляют научные исследования, в которых мужчинам и женщинам отводится одинаковая роль.

В ряде работ западных психологов выявлено, что когда затрагивались женские темы, мужчины были более склонны к конформному поведению, чем женщины, и наоборот. Отмечается и тот факт, что 79 % исследований, в которых были обнаружены половые различия в пользу большей внушаемости женщин, были осуществлены мужчинами, а также то, что исследователи-мужчины обнаруживали более значительные различия, чем их коллеги женского пола, исходя из чего Игли и Карли сделали вывод, что ученые склонны излагать результаты своих исследований в таком виде, который бы польстил тому полу, к которому они сами принадлежат. Но если это и так, разве не может тот же упрек быть адресован и исследователям-женщинам?

Другое дело, что если эти различия обусловлены только социальными факторами, то при изменении последних могут исчезнуть и наблюдавшиеся различия. Так, Игли отмечает, что в исследованиях конформности, опубликованных до 1970 г., 32 % указывают на большую подверженность влиянию среди женщин, тогда как из 40 исследований, выполненных позже, лишь 8 % обнаружили такие различия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

47. Конформизм и групповое давление

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Читайте также:  Бронхикум инструкция, отзывы, аналоги, цена в аптеках - Медицинский портал

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Диагностика конформизма — самостоятельности (ИСП-4)

Конформизм (подобный – лат.) – некритическое принятие и следование господствующим стандартам, стереотипам. Конформизм может вызвать страх, внушение.

Конформность – тенденция допускать влияние на собственное мнение (пытаться действовать так же, как действует большинство, по внутреннему убеждению) и даже восприятие преобладающего мнения, Отношения или убеждения под давлением со стороны других, которое может отражаться или не отражаться в поведении (возможны комбинации приспособленчества к внешним обстоятельствам).

Разновидности конформизма

Конформность внешняя – внешнее соглашение с мнением большинства при внутреннем противлении.

Конформность внутренняя – убежденность в правильности мнения большинства и своей собственной позиции.

Нонконформизм – высказывание собственного мнения идущего вразрез с общепринятым, порой вопреки здравому смыслу, исходя из духа противоречия.

Самостоятельность (отсутствие конформизма, соглашательства) – принятие решений, инициативность совершаемых действий исходя из собственных побуждений, способность противостоять внешнему давлению.

Инструкция для испытуемого: В протоколе после каждого из 80 высказываний надо отразить свою точку зрения по семи бальной шкале. При ответах ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову. Спасибо за добросовестно проделанную работу.

Шкала оценок:

7 баллов – безусловно да, полностью согласен;

6 – да, согласен;

5 – возможно да, более согласен, чем не согласен;

4 – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать);

3 – возможно нет, более не согласен, чем согласен;

2 – нет, не согласен;

1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Текст опросника

1. Я демонстративно показываю свое согласие с мнением окружающих, чтобы не оказаться в изоляции.

2. Выражая согласие с окружающими, я пытаюсь обосновать их точку зрения.

3. Я всегда поступаю наперекор общепринятому мнению.

4. На меня бесполезно оказывать давление, я самостоятелен в принимаемых решениях.

5. Я принимаю чужую точку зрения, чтобы избежать наказания.

6. Принимая распоряжение начальника, я исхожу из того, что глупого человека руководителем не назначат.

7. Так уж случается, что если большинство «за», то я «против».

8. Я независим от мнения большинства.

9. Я солидарен с мнением большинства, так как от этого зависит дальнейшее одобрение моих действий.

10. Я уверен, что мнение большого коллектива ошибочным быть не может.

11. Я всегда сомневаюсь и склонен отстаивать противоположную точку зрения.

12. Мне трудно внушить что-нибудь против моей воли.

13. Чтобы не выглядеть «белой вороной» я соглашаюсь с мнением группы.

14. Я всегда прислушиваюсь к мнению пожилых людей, имеющих больший жизненный опыт.

15. Я негативист и в первую очередь пытаюсь найти уязвимые места у оппонента.

16. Деньги лишь средство для проявления моей независимости и самостоятельности.

17. Я соблюдаю нормы принятые в группе, даже если они мне не по душе.

18. Распоряжение начальника я стараюсь сделать намного лучше и быстрее.

19. Даже ощущая свою уязвимость, я буду идти до конца в отстаивании своей позиции.

20. Я прислушиваюсь к мнению окружающих, но решения принимаю самостоятельно.

21. Для меня важен внутренний покой, я не высказываю своего несогласия.

22. Я буду действовать также, как и сознательное большинство.

23. Даже возможное наказание не заставляет меня изменить своих взглядов.

24. Принимая решение, я рассчитываю только на собственные силы.

25. Буду как и все поддерживать кандидатуру выбираемого лица, хотя он мне лично не симпатичен.

26. Кто не с нами, тот против нас.

27. Чем больше на меня оказывают давление, тем ожесточеннее я сопротивляюсь.

28. Я проявляю инициативность только тогда, когда считаю это нужным.

29. Я поддержу начальника, чтобы не вылететь с работы.

30. Я принимаю чужую точку зрения, как более обоснованную.

31. Чем более авторитетное мнение, тем больше я пытаюсь отыскать в нем уязвимые места.

32. Я выступаю с критикой, если считаю себя правым.

33. Я могу чисто эмоционально (мимически или в жестах) выразить согласие с мнением говорящего человека, однако при этом я внутренне буду против.

Читайте также:  Сумамед - аналоги, список препаратов дешевле Сумамеда

34. В своем поведении я стремлюсь соответствовать требованию других людей.

35. В отстаивании своей позиции меня не останавливают возраст и заслуги собеседника.

36. Я могу взвешенно отнестись к своей самооценке.

37. Зачастую при выражении внешнего согласия, я имею противоположное мнение.

38. Я автоматически подчиняю свое мнение стандартам принимаемых решений.

39. Порой меня как будто «черт» подталкивает, знаю, что не прав, но иду напролом.

40. Моими поступками руководит чувство ответственности.

41. Если окружающие смеются неприличной шутке или анекдоту, я тоже смеюсь.

42. Я без внутренних конфликтов принимаю мнение группы.

43. В любом конфликте пытаюсь отстаивать свою позицию, даже если сомневаюсь в ее правильности.

44. Я свободен в принятии собственных решений.

45. В конфликте между преподавателем и группой я буду поддерживать мнение группы, даже если мы не правы.

46. По своему характеру я коллективный человек и всегда отстаиваю мнение большинства.

47. Для меня очень важно найти ошибку у лидера, начальника, компетентного лица.

48. При разрешении конфликтных ситуаций я полагаюсь на собственное мнение.

49. Я могу закрыть глаза на моральные устои, требования этики, так как без приспособленчества в наше время не проживешь.

50. Порой я уступаю желаниям других людей, не меняя своих истинных убеждений.

51. Дух противоречия толкает меня на поиск других путей решения общепризнанной проблемы.

52. На меня не давит мнение «большинства – меньшинства», я исхожу из целесообразности решаемого вопроса.

53. Мой принцип – прояви внешнее согласие, иначе будешь отвергнутым.

54. По натуре я мягкий человек и соглашаюсь с приводимыми доводами.

55. К сожалению, большинство распоряжений, отдаваемых мне, идут вразрез с моими интересами.

56. Я не могу некритически изменить свое мнение в соответствии с требованиями большинства.

57. Я буду следовать моде, если даже она мне не по душе.

58. Мои родители всегда отличались лояльностью к существующим порядком в обществе.

59. Меня практически невозможно заставить что-либо делать против моей воли.

60. Я могу пойти против мнения коллектива, если уверен в собственной правоте.

61. Я промолчу, даже если мнение руководителя будет явно ошибочным.

62. Я подчиняюсь мнению большинства и не чувствую в этом ущемления своей самостоятельности.

63. Мое несогласие с мнением большинства порой возникает от того, что я не могу высказать собственной позиции.

64. Выбор будущей профессии – это мой собственный, самостоятельный выбор.

65. Чтобы улучшить взаимоотношения в группе я лучше подальше спрячу собственное мнение о некоторых ее членах.

66. Принимая мнения большинства, я нахожу убедительные доводы подтверждающие его правильность.

67. Вне зависимости от истинности я буду любой ценой отстаивать собственные убеждения.

68. Я не подчиняюсь силовому давлению и отстаиваю собственную позицию.

69. Исходя из коньюктурных соображений я могу открыто поддержать неверную позицию другого человека.

70. Я склонен прислушиваться в большей степени к мнению большинства, чем к собственным ощущениям.

71. Я не нуждаюсь в одобрении окружающих и поэтому свободно высказываю свою точку зрения.

72. Я не пойду на уловки и лучше потерплю поражение (получу плохую оценку и т.п.).

73. Я лучше откажусь от собственного мнения, чем буду отстаивать его.

74. Человек не принимающий мнения окружающих – это эгоцентрик, думающий только о себе.

75. По натуре я бунтарь.

76. Мною руководит совесть и моя свободная воля.

77. Я буду отстаивать позицию другого человека, чтобы использовать это в дальнейшем в своих интересах.

78. У меня никогда не возникало желания разделить мнение сомневающегося меньшинства.

79. У меня нет стремления поступать правильно.

80. Считаю, что зависимость от окружающих, это один из путей в рабство.

Ключ и интерпретация полученных данных

Диагноструются различные формы конформизма:

К – конформность внешняя;

Квн. – конформность внутренняя;

Н – нонконформизм;

С – самостоятельность.

Сопоставляются конечные суммы по вертикальным столбцам:

20-59 – слабое проявление характеристики;

60-99 – ситуативное проявление;

100-140 – выраженность качества, устойчивость его проявления.

Бланк для ответов

ИСП-4 7-безусловно да; 6-да»; 5-возможно да; 4-среднее; 3-возмо-жно нет; 2-нет; 1-безусовно нет.

К

Квн

Н

С

Кб

Тест «Глазомер»

Инструкция исследователю

Данное задание, кроме определения внушаемости, явилось экспериментальной попыткой проверки связи между внушаемостью и длиной инструкции. Используя длинную и короткую инструкции, испытуемым предла­галось определить, какая из двух геометрических фигур больше. На самом деле предлагаемые фигуры были одинаковыми. Задание выполняется в 2 сериях.

В процессе сравнения фигур в первой серии у испытуемых могут возникнуть вопросы о возможном равенстве фигур, на что экспериментатор должен ответить примерно следующее: «Задание выполняется самостоятельно, в инструкции все сказано. Ответы на вопросы только после выполнения задания».

Реквизит

Каждое задание помещалось на отдельной странице книжки размерами 10,5х15 см. Фигуры помещались внизу каждой странице. Диаметр круга, сторона квадрата и основание равностороннего треугольника были по 22 мм. (см. рисунок).

ЗАДАНИЕ 1 Вам предлагается сравнить по размеру два круга черного цвета А и В. На первый взгляд Вам может показаться, что эти два круга одинакового диаметра, но внимательно присмотревшись можно отметить, что один из них меньше (очень незначительно) по размеру, чем другой. Какой круг меньше по размеру А или Б ? А Б ЗАДАНИЕ 2 Один круг меньше! Какой? А Б
ЗАДАНИЕ 3 В данном задании Вашему вниманию предлагаются два равносторонних треугольника черного цвета. При пристальном рассмотрении каждого из них можно заметить, что они разные по размеру. Один из треугольников чуть больше другого. Какой из предложенных треугольников больше? А Б

Инструкция испытуемому

Задание выполняется вами самостоятельно.

Предупреждение!

Переворачивайте следующую станицу книжки только после выполнения задания и внесения своего мнения в протокол ставя соответствующий знак (Например: а > б и т.п.).Засеките время начала – Т1 (и окончания – Т2) выполнения 6 заданий. Внимательно прочитав инструкцию к заданию на стр. 1, отразите свое мнение в бланке для ответов. Переверните страницу и проделайте аналогичную операцию с другими заданиями. Сообщите об окончании выполнения работы.

Инструкция экспериментатору

После завершения первой серии вы говорите испытуемому, о том, что вопрос, в общем-то, был обоснованным. Если вопроса не было, то просто говорите о том, что: «Различия в размере фигур составляет очень маленькую величину (порой меньше 0,1 мм.) и не каждый человек способен уловить эту разницу. Поэтому я ввожу новое условие о возможном, гипотетическом равенстве отдельных фигур и прошу провести сравнение более внимательно еще один раз. Не забудьте засечь время».

Бланк для ответов

«Глазомер» Поставить знак между сравниваемыми фигурами

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 141 ;

Ссылка на основную публикацию
Что такое Дуоденит Москва
Дуоденит Что такое дуоденит желудка? Дуоденит — это воспаление слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки (ДПК), начального отдела тонкого кишечника. Может сочетаться...
Что такое атрофический очаговый гастрит Симптомы и лечение заболевания
Субатрофический гастрит: лечение и диета На что жалуются пациенты При незначительных очагах поражения слизистой, жалоб может и вовсе не быть,...
Что такое БАС Информационный портал о БАС
Болезнь двигательного нейрона Болезни двигательного нейрона: Боковой амиотрофический склероз Первичный латеральный склероз Прогрессирующая мышечная атрофия Прогрессирующий бульбарный паралич Псевдобульбарный паралич...
Что такое зависть Как с ней бороться
Какие болезни от зависти - У соседа всегда шевелюра пышнее. «Мелкие порции яда» С точки зрения любой религии завидовать -...
Adblock detector