Формирование иммунитета у ребёнка и как его укрепить

Детский иммунитет

Почему весной тема иммунитета особенно актуальна?

Весне предшествует зима с её холодами, сниженной солнечной активностью, отсутствием в ежедневном рационе свежих ягод, разнообразных овощей и фруктов. Весна — период адаптации нашего организма к другим условия существования, когда особенно важно внимательное отношение к своему иммунитету. Но сегодня, на фоне пандемии, эта проблема становится еще более острой, заставляя человека отнестись к своей защите и тем более защите своих детей особенно серьезно.

Что такое иммунитет?

Говоря простым языком, иммунитет — это защита нашего организма от всего чужеродного: бактерий, паразитов, вирусов, грибов, и даже клеток, которые мутировали внутри организма или клеток иммунной системы, вызывающих аутоиммунные заболевания. Так наш организм обеспечивает постоянство внутренней среды.

Неспецифический и специфический иммунитет.

Неспецифический иммунитет еще называют врождённым, так как он является некоторым исходным показателем невосприимчивости организма к тем или иным инфекциям; у ребенка первые годы жизни он формируется благодаря материнскому молоку. Специфический, или приобретённый, «нарабатывается» в течение жизни человека и представляет собой некую память о контакте с той или иной патогенной инфекцией.

Почему дети болеют чаще? Особенности детского иммунитета.

Формирование иммунитета у детей — процесс длительный и складывается из нескольких критических периодов, чаще всего выделяют пять основных: до 28 дней жизни, до 4-6 мес., до 2 лет, до 4-6 лет, до 12-15 лет.

Иммунитет новорожденного наиболее уязвим, так как обеспечивается грудным молоком матери. Во время кормления младенец получает не только питательные вещества, но и защиту: антивирусные, антипаразитарные факторы, лейкоциты, ряд антиинфекционных элементов, а также иммуноглобулины класса А (IgA отвечают за местный иммунитет: слизистые оболочки респираторных органов, полостей, кожа). Особенностью иммунитета в первые несколько дней жизни является очень высокая чувствительность к вирусным инфекциям, так как антитела матери эту защиту не обеспечивают.

Для второго периода характерно разрушение материнских антител и постепенная наработка собственных. Иммунитет ребенка начинает знакомится с патогенами, но пока без запоминания перенесенного заболевания (нет вторичного иммунного ответа). Недостаточность местного иммунитета этого периода объясняет высокую чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям.

Особенности третьего периода связаны с тем, что ребенок в возрасте до 2 лет становится более активным и любознательным, начинается социализация и изучение всего вокруг. Врожденный иммунитет по-прежнему несовершенен и только запускается процесс формирования приобретенного иммунитета (вырабатываются антитела к некоторым вирусам и снижается риск повторного заболевания) на фоне возрастающей угрозы извне. По иммунобиологическим характеристикам большая часть детей этого возраста не готова к детскому саду.

Иммунитет ребенка в четвертом периоде уже по многим показателям становится похож на взрослый, однако по-прежнему уязвим. Особенностью возраста 4-6 лет являются частые гельминтозы, что становится причиной высокого риска развития аллергий.

Кризис пятого периода связан с бурной гормональной перестройкой на фоне полового созревания подростка. На силу иммунитета значительно влияет уменьшение объёма лимфоидных органов. В этом возрасте подростки проявляют повышенный интерес к алкоголю, курению и другим ксенобиотикам, многие рано включаются в половую жизнь. Этот опыт тоже наносит определенный урон иммунной системе, повышая частоту вирусных инфекций и риск формирования хронических заболеваний.

Из вышесказанного следует, что иммунитет ребенка отличается от иммунитета взрослого своей незрелостью и это по большей части вопрос времени, но нельзя исключать факторы, способствующие его ослаблению.

Реабилитация. Общие рекомендации.

1. Питание. Детский рацион должен быть сбалансирован как по макро-, так и по микронутриентам, необходимо учитывать специфику физиологических процессов детского организма, постоянно помнить, что ребенок растет и именно в детстве получает основы правильного пищевого поведения, а значит, и своего здоровья в будущем.

2. Режим сна и бодрствования. Соблюдение примерной продолжительности этих периодов помогает предупредить переутомление детского организма, а также сбалансировать активность и отдых в течение дня.

3. Микроклимат в семье. Огромное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка оказывает атмосфера в семье. Добрые отношения между родителями и их конструктивное взаимодействие с ребенком создают максимально комфортную домашнюю обстановку, формируют чувство защищенности. Не менее важно и согласование политики в вопросах воспитания, она должна быть одинаковой с обеих сторон.

4. Свежий воздух и физическое здоровье. Спорт должен соответствовать возрасту и состоянию здоровья. В качестве дополнительной физической активности прекрасно подойдут танцы, гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе. Регулярные прогулки и солнечные ванны будут способствовать синтезу витамина D.

5. Витаминно-минеральные комплексы. Сегодня обогащение рациона дополнительно витамина и минералами является необходимостью, так как наблюдается выраженная тенденция снижения пищевой ценности продуктов питания

Что предлагает компания Артлайф для здоровья детей?

Дискавери Отличник — витамины, минералы, высокоактивные ферменты, растительные экстракты. Идеальная формула для физического и психоэмоционального здоровья ребенка. Способствует полноценному росту и развитию, улучшает когнитивные функции, укрепляет иммунитет.

Читайте также:  Болезни носа и околоносовых пазух Проф

Лецитин-гель с витаминами — лецитин, витамин D и витамины группы В. Лецитин — это энергетический «моторчик», питающий все клетки организма и заряжающий их бодростью.

Весёлые витаминки — витамины А, Е, D и витамины группы В. Уникальной комплекс без аналогов на рынке. Выпускается в форме геля с разноцветными шариками.

МультиМегин — Омега-3 жирные кислоты, витамины и лютеин — способствуют гармоничному развитию всех систем организма ребенка.

Панбиолакт Кидс — восстановление микробиоценоза кишечника у детей с 3-х лет, помогает поддержать пищеварительную и иммунную систему в период адаптации ребенка к детскому саду или школе, профилактика кишечных расстройств и дисбиозов.

МультиЛиз — метабиотик нового поколения, уникальный напиток на основе ферментированного пюре тыквы, лизатов, пребиотиков и комбучи. Подходит детям с ослабленным иммунитетом, с непереносимостью лактозы и молочного белка.

Полезные перекусы: батончики, обогащенные витаминами и микроэлементами, какао с йодом и витаминами, какао с железом и витамином С, высокопротеиновый коктейль для детей, обогащенный витаминами, пищевыми волокнами и ультрализатами.

Детский иммунитет: особенности формирования, признаки и причины ослабленной работы

Содержание статьи:

Почему у ребенка слабый иммунитет? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы собрали информацию, которая объясняет принцип работы, особенности формирования иммунитета у детей и причины его снижения у малышей до года и ребят постарше. Еще из статьи родители узнают по каким признакам можно определить, что у ребенка слабый иммунитет.

Что такое иммунитет и как он работает?

Когда в человеческий организм пробираются различные вирусные или бактериальные инфекции, то он начинает вести с ними активную борьбу. Способность иммунной системы бороться с различными видами инфекций, которые попадают в организм, называется иммунитетом.

Иммунитет — совокупность физиологических процессов и механизмов, направленных на сохранение антигенного гомеостаза организма от биологически активных веществ и существ, несущих генетически чужеродную антигенную информацию или от генетически чужеродных белковых агентов.

Классификация иммунитета

Различают врожденный ( видовой) и приобретенный иммунитет . Видовой (врожденный, наследственный) иммунитет достается малышу по наследству. Приобретенный иммунитет накапливается на протяжении жизни человека и разделяется на естественный и искусственный.

Естественный (приобретенный) иммунитет делится на активный и пассивный. Активный естественный иммунитет накапливается постепенно после успешной борьбы с той или иной инфекцией. Не все перенесенные заболевания способствуют формирования пожизненного иммунитета. Ребенок может переносить некоторые заболевания несколько раз после очередного общения с микробом. Если ребенок переболел краснухой или ветрянкой, то практически во всех случаях он приобретет стойкий пожизненный иммунитет против данных заболеваний. Длительность иммунитета зависит от способности микроба вызывать иммунный ответ. Пассивный естественный иммунитет формируется за счет антител, которые передаются от матери к ребенку через плаценту во время беременности и через молоко при кормлении грудь.

Искусственный приобретенный иммунитет разделяют на пассивный и активный. Активный иммунитет формируется после проведения профилактических прививок. Пассивный иммунитет появляется после того, как в человеческий организм вводят специальные сыворотки с антителами. Длительность такого иммунитета измеряется несколькими неделями, а после окончания этого срока он исчезает.

Понятие иммунного ответа и его виды

Иммунный ответ – это реакция организма на попадания в него каких-либо чужеродных ему микробов или их ядов.

Виды иммунного ответа:

  • Неспецифический иммунный ответ активируется практически моментально, как только микроб попал в организм ребенка. Его цель – уничтожение микроба путем формирования очага воспаления. Воспалительная реакция — универсальный защитный процесс, направленный на то, чтобы предотвратить увеличение поля деятельности микроба. Общая сопротивляемость организма напрямую зависит от неспецифического иммунитета. Дети с ослабленным неспецифическим иммунитетом наиболее подвержены различным заболеваниям.
  • Специфический иммунный отве т — вторая ступень возникновения защитных реакций организма. На этом этапе организм пытается распознать микроб и выработать факторы защиты, которые будут направлены на устранение определенного вида микроба. Специфический и неспецифический иммунные ответы неизменно пересекаются и являются дополнением друг друга.

Специфический иммунный ответ подразделяется на клеточный и гуморальный:

  • Когда срабатывает клеточный специфический иммунный ответ , формируются клоны лимфоцитов, стремящихся разрушить мишени, в мембранах которых содержатся чужеродные материалы, такие как клеточные белки. Клеточный иммунитет помогает ликвидировать вирусные инфекции, а также некоторые виды бактериальных инфекций (например, туберкулез). Кроме того, активированные лимфоциты – активное оружие борьбы с раковыми клетками.
  • Специфический гуморальный иммунный ответ действует через В-лимфоциты. После того, как распознан микроб, они активно синтезируют антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. Во время всех инфекционных заболеваний всегда начинают вырабатываться антитела. Гуморальный иммунный ответ развивается в течение нескольких недель, именно за это время в организме формируется необходимое количество иммуноглобулинов для того, чтобы полностью нейтрализовать очаг инфекции. Клоны лимфоцитов способны оставаться в организме довольно долго, поэтому при повторном контакте с микроорганизмами они дают мощный иммунный ответ.

Различают несколько типов антител (иммуноглобулинов):

  • Антитела типа А (IgA) нужны для обеспечения местного иммунитета. Они стараются не допустить проникновения микробов через кожные покровы или слизистые оболочки.
  • Антитела типа M (IgM) активируются сразу после того, как ребенок имел контакт с инфекцией. Они способны одновременно связать несколько микробов. Если антитела типа M (IgM) были обнаружены в ходе анализа крови, то они являются свидетельством возникновения и разрастания острого инфекционного процесса в организме.
  • Иммуноглобулины типа G (IgG) способны защищать организм от проникновения различных микроорганизмов в течение длительного времени.
  • Антитела типа Е (IgE) — защита организма от попадания микробов и их ядов через кожу.
Читайте также:  Эскулап - Запись к врачу в стоматологическую клинику по адресу ул

Как формируется иммунитет у детей: пять критических периодов в жизни детей

Иммунная система крохи начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между организмом матери и ребенка устанавливаются крепкие связи. Собственные антитела M в незначительном количестве начинают вырабатывать у малыша примерно на двенадцатой неделе беременности, а их количество становится больше непосредственно перед родами.

Кроме того, в организме крохи к 12 неделе беременности появляются и Т-лейкоциты, число которых увеличивается на пятые сутки жизни малыша. В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен. Нужное количество антител типа М приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.

Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:

  1. Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка). Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.
  2. Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка. В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания. Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.
  3. Период со 2 по 3 год жизни малыша. Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.
  4. Возраст 6-7 лет. В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.
  5. Подростковый возраст. У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.

Слабый иммунитет: основные признаки

Признаки пониженного иммунитета у детей разного возраста :

  • Диатез в раннем возрасте.
  • У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
  • Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
  • Плохой аппетит.
  • Бледная кожа.
  • Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
  • Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
  • Частое появление грибковых инфекций.

Факторы, снижающие детский иммунитет

Причины пониженного иммунитета у грудных детей:

  1. Травма во время прохождения по родовым путям.
  2. Тяжелое течение беременности.
  3. Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  4. Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
  5. Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
  6. Сбой в работе ЖКТ.
  7. Передозировка лекарствами.
  8. Тяжелая психологическая травма.
  9. Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.

Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:

  1. Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
  2. Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
  3. Стресс и постоянное нервное напряжение.
  4. Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
  5. Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
  6. Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
  7. Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.

Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять. Как это сделать расскажет статья «Как укрепить иммунитет».

«Иммунитет детей, которые живут в условиях, близких к стерильным, может в будущем оказаться неразвитым»: второй отрывок из книги «Как работает иммунитет»

На самом деле, у новорожденных иммунитет есть, но развивается он в течение нескольких лет согласно генетической программе, заложенной в ДНК. Она реализуется по мере взросления ребенка.

Пока плод находится в утробе матери, его оберегает материнский иммунитет. Постепенно формируются лимфоидные органы: костный мозг, тимус, скопления диффузной лимфоидной ткани, расположенные на стенках полых органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата, лимфатические узлы, селезенка. Кроме того, в печени, в селезенке и в костном мозге плода образуются иммунные клетки — лимфоциты, нейтрофилы, эозинофилы.

Малыш рождается еще с не вполне развитыми лимфатическими узлами и селезенкой, а в его фагоцитах содержатся неактивные антимикробные вещества. Организм ребенка сразу начинают заселять различные микроорганизмы. Самую первую порцию микробов новорожденные получают из родовых путей. Представители вагинальной флоры матери попадают в организм и на кожу новорожденного. Кишечные бактерии мигрируют из анального отверстия матери во время родов.

Читайте также:  Никотиновая кислота (уколы) – для чего назначают, от чего помогает Никотиновая кислота (инъекции) –

В первые три месяца жизни малыша защищают исключительно материнские антитела. Перенос антител типа lgG происходит в последнем триместре беременности. Материнские антитела со временем распадаются, и к 3-6 месяцам многие из них прекращают функционировать.

Примечательно и то, что мать может передавать антитела, которые образовались в результате заболевания двадцатилетней, или даже тридцатилетней давности. А вот если материнский организм не перенес опасных детских инфекций, то тогда новорожденный подвергается риску ими заболеть в первые месяцы жизни.

Кожа ребенка, чувствительная даже к мелким повреждениям, покрыта первородной смазкой vernix caseosa. Это воскоподобная смесь выделяется сальными железами. Она содержит антимикробные вещества — лизоцимы, дефенсины, псориазины, антимикробные жирные кислоты. Все они составляют антимикробный щит, который оберегает младенца от большого количества разнообразных болезнетворных микробов.

Кишечник новорожденного с первых дней начинает заселяться микроорганизмами, численность и состав которых регулируют антимикробные белки и пептиды клеток Панета. Кроме этого, в кишечнике на момент рождения уже присутствуют пейеровы бляшки — скопления T- и B-лимфоцитов в слизистой. При попадании микробов, они провоцируют иммунный ответ и в дальнейшем помогают адекватно реагировать на чужеродное в пищеварительном тракте. Из-за того, что с самого рождения некоторые родители стремятся создать максимально стерильные условия для малыша, пейеровые бляшки могут хуже развиваться. Во всяком случае, об этом свидетельствуют опыты на животных.

Благодаря грудному вскармливанию в организм ребенка поступают антитела, которые защищают желудочно-кишечный тракт от патогенных бактерий, а также сигнальные молекулы цитокины, антимикробные белки и пептиды. В том числе — лактоферрин. Этот белок способен инактивировать бактерии, вирусы и грибки.

У ребенка с рождения есть программа развития иммунной системы. Для того чтобы реализовалось ее созревание, необходимы контакт с различными антигенами и время. Разумеется, пока иммунитет не окреп в полной мере, дети сильнее, чем взрослые, подвержены риску заразиться той или иной инфекцией.

Для того чтобы снизить риск развития заболеваний, необходимо делать прививки. Они стимулируют появление иммунного ответа в организме как взрослых, так и детей. Некоторые вакцины состоят из уже убитых инфекционных агентов или частей их микроорганизмов. После прививания иммунные клетки встречаются с неактивными патогенами. В результате это приводит к образованию антител и клеток-памяти, которыми становятся некоторые B-лимфоциты, обеспечивающие длительную защиту организма. Благодаря прививкам происходит «тренировка» иммунного ответа, появляется устойчивость к некоторым патогенам. Последствия вакцинации иногда могут выражаться в легком недомогании, аллергических реакциях, но инфекции, против которых запускается иммунный ответ с помощью вакцины, имеют гораздо более серьезные последствия. Тем не менее прививки необходимы детям для здорового взросления и долгосрочной защиты организма, несмотря на побочные эффекты. Для того чтобы минимизировать риски и не подвергать детей опасности заражения, стоит делать вакцинации по рекомендациям ВОЗ и Минздрава согласно календарю. Прививки не гарантируют на 100%, что заражения не произойдет. Но они значительно снижают риск заболеть.

К сожалению, не от всех вирусов, бактерий и паразитов существуют вакцины. Дети время от времени заболевают инфекционными заболеваниями. При этом образуются и антитела, и клетки-памяти, способные в дальнейшем оберегать организм от аналогичной угрозы. Со временем защита, обеспечиваемая иммунным ответом, усиливается, и люди страдают меньшим количеством инфекций. Накопление иммунологической памяти — важная особенность адаптивного иммунного ответа. Иммунологическая память сохраняется до самой старости.

Несмотря на то, что иммунитет новорожденных работает иначе и во многом зависит от материнского, попытки полной изоляции детей от контактов с вирусами и микробами может приводить к необратимым последствиям. Для созревания и врожденного, и приобретенного звена иммунитета необходим контакт организма с потенциальными возбудителями. Без раннего взаимодействия с потенциальными возбудителями инфекций не будет вырабатываться адекватный иммунный ответ на патогены. Кроме того, стремление к созданию “стерильных условий” для ребенка грозит чрезмерным усилением работы его иммунитета, что нередко приводит к развитию реакций гиперчувствительности — аллергий и аутоиммунных заболеваний.

В медицине существует гипотеза о гигиене (подробнее мы рассмотрим ее в следующем разделе). Суть ее заключается в следующем: недостаточный контакт в раннем детстве с инфекционными агентами, симбиотическими микроорганизмами — представителями нормальной микрофлоры, паразитами — приводит к развитию аллергических заболеваний, подавляющих естественное развитие иммунитета. Кроме того, недостаток такого рода контактов приводит к нарушению установления иммунной толерантности — невосприимчивости к своим собственным клеткам и молекулам. Иммунитет детей, которые живут в условиях, близких к стерильным, может в будущем оказаться неразвитым. Эволюционно человек всегда получал определенный уровень нагрузки на иммунную систему в виде некоторого количества патогенов. Если число окружающих антигенов падает, то организм начинает атаковать безвредные частицы и соединения. Например, пыльца цветов или компоненты пищи могут становиться причиной развития иммунного ответа.

Считается, что иммунная система созревает к 12–14 годам, когда в юном организме начинает вырабатываться столько же антител, сколько и в организме взрослого. Важно, что развитие иммунной системы — это многоступенчатый процесс, в рамках которого ребенок получает необходимое количество вакцинаций, успевает переболеть различными инфекциями и приобрести иммунитет ко многим патогенам. В этот непростой длительный период созревания иммунной системы стоит быть внимательнее к здоровью детей и при необходимости обязательно консультироваться со специалистами.

Ссылка на основную публикацию
Флюороз причины возникновения, виды и симптомы, методы лечения и профилактика
Флюороз зубов у детей и взрослых: симптомы, лечение, методы отбеливания эмали, профилактика Содержание всех структурных компонентов в зубных тканях должно...
Флебэктомия послеоперационный период, рекомендации по восстановлению и реабилитации в домашних услов
Флебэктомия (венэктомия) — как делают? Восстановление после операции Варикоз — системная патология вен, которая чаще всего обнаруживается на нижних конечностях....
Флемоксин Солютаб — официальная инструкция по применению, аналоги, цена, наличие в аптеках
Флемоксин Солютаб: инструкция по применению взрослым и детям, показания, аналоги, цена Комбинированный продукт Flemoxin Solutab выпускается фармацевтической компанией Astellas Pharma...
Флюс и абсцесс причины, диагностика, методика лечения – стоматология Президент
Как выглядит абсцесс кожи, хирургическое и домашнее лечение Абсцессом кожи называется внутрикожный воспалительный процесс, вызванный бактериальной флорой, чаще всего –...
Adblock detector