Статья Подростки с девиантным поведением

Основные направления деятельности и специфика социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Под методами социальной работы понимаются способы, совокупность приемов и операций достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

В данной работе рассматриваются дети девиантного поведения, нуждающиеся в социальной помощи.

С учетом особенностей работы социального педагога конкретизируем содержание видов социально-педагогической поддержки.

Социально-информационная поддержка — обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Социально-правовая поддержка — соблюдение прав, содействие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

Социально-реабилитационная поддержка — содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

Социально-бытовая поддержка — содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

Социально-экономическая поддержка — содействие подросткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

Медико-социальная помощь — профилактика алкоголизма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

Социально-психологическая помощь — содействие подросткам в создании благоприятного микроклимата в семье, ближайшем окружении, в устранении негативных влияний социальной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь состоит в создании подросткам условий для преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями, в сопровождении подростков в семьях группы риска.

В деятельности социального педагога в условиях образовательного учреждения И.А. Маврина выделяет функцию моделирования, консультативную функцию и функцию вспомоществования. Функция моделирования осуществляется через участие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловлена необходимостью проведения консультаций для детей группы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педагогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, родителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей: способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

1)знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития. Наиболее успешное и полноценное проведение той работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.

Направления, формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения детей и подростков включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

— создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

— создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

— создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

— организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

Читайте также:  УЗИ поджелудочной железы размеры, структура в норме и при патологии

— создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

— организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

В профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении детей и подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Подход, основанный на альтернативности — организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика — это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога. Следующий подход — социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

— быть хозяином своего слова и дела;

— тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

— концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

— ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Социальная реабилитация в целом — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Выделяются различные уровни социально реабилитационной деятельности: медико — социальный, профессионально — трудовой, социально — психологический, социально — ролевой, социально — бытовой, социально — правовой. Социально — психологическая реабилитация органично связана с другими ее формами. Социально — психологическая реабилитация позволяет клиенту (инвалиду и т. д.) успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе в целом, обрести морально психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт, зажить полноценной полнокровной жизнью.

Сущность реабилитации может быть глубже понята позиций системного подхода. С точки зрения данного подхода, реабилитация представляет одновременно и цель (восстановление и сохранение статуса личности) и процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы) и метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации. Реабилитация — это система отношений «человек — среда», где человек выступает как организм и личность, как открытая система, а среда как единство биологических и социальных факторов. Реабилитация, как система включает комплекс отдельных подсистем и их взаимосвязь: клинико-биологическая (решение проблем гомеостаза, адаптации, компенсации); социально — психологическая (анализ проблем общения, отношения, взаимоотношения и пр.); этическая (анализ взаимоотношений социального работника с клиентом на основе принципа партнерства); социально — экономическая; юридическая (разработка правовых норм и т. д.).

Итак, общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем:

1. Функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе — а) полное восстановление (реституция); б) компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой);

2. Приспособление к труду (трудотерапия);

3. Непосредственная социально — психологическая реабилитация — приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.

В целом в качестве объектов психологии социальной работы выступают три общих группы населения:

ѕ социально малозащищенные группы (сироты, инвалиды и др.);

ѕ маргиналы (бродяги, «бомжи» и др.)

ѕ лица с отклоняющимся (девиантным) поведением (осужденные, алкоголики, наркоманы и др.)

Таким образом, краткий анализ основных понятий и категорий психологии социальной работы дает общее системно — структурное представление о ней как об отдельной вполне самостоятельной науке и учебной дисциплине, усвоение которой необходимо социальным работникам.

Перейдем теперь к анализу теоретико-методологического содержания на основе которого разрабатываются конкретные психотехнологии, социально — психологические методы и техника, инструментарий, используемые в психологической практике социальной работы.

Помощь подросткам с девиантным поведением

Инструментарий

Программы обучения

Помощь женщине в трудной жизненной ситуации: инновационные терапевтические техники групповой и индивидуальной работы

ВЕБИНАР: Метод Sand-Art. Базовый курс работы песком на световых столах

Авторская модель психологической работы с родителями

Скоро

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

Читайте также:  Бихевиоральная психотерапия 1

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

  • #практика
  • #нападение в школе
  • #агрессия

Психотерапия подростков с девиантным поведением

Приводим отрывок Программы декриминализации подростковой среды в Российской Федерации, которая была представлена на конференции «Декриминализация подростковой среды. Перспективы развития судебной психотерапии в РФ». Организаторы конференции: «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», благотворительный фонд ресоциализации детей и подростков с девиантным, делинквентным и иными формами отклоняющегося поведения «Шанс», благотворительный фонд помощи лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях «Забота».

Психотерапия при работе с подростками с девиантным и противоправным поведением

1) Психотерапия при работе с девиантным подростком — оказание психологической помощи несовершеннолетнему, которая осуществляется психотерапевтическими методами специально обученным данному методу специалистом-психотерапевтом в рамках профессионально организованного общения подростка и психотерапевта для создания рабочего «терапевтического альянса» в работе с подростком.Главным терапевтическим средством в этом процессе является взаимодействие терапевта с подростком и их взаимоотношения.

2) Психоаналитическая психотерапия из всех видов психотерапии наиболее эффективна при работе с подростками с выраженной социальной и эмоциональной психопатологией развития, имеющими проблемы с регуляцией аффектов и имеющими низкий порог к переживанию фрустрации.
Психопатология развития — это поведение, которое на каком-то жизненном отрезке считалось, но более не может считаться, соответствующим уровню развития подростка;

3) Использование при необходимости иных видов психотерапии: семейной психотерапии, психодрамы и других направлений психотерапии.

4) Требования к психотерапевту:

  • высшее психологическое или медицинское образование;
  • психотерапевтическая подготовка (теоретическая и практическая);
  • обязательный опыт личной психотерапии не менее 2 (двух) лет;
  • обязательный опыт практической работы под руководством опытного супервизора;
  • знание возрастной психологии и психологии развития;
  • знание судебной детской и подростковой психиатрии и психотерапии;
  • соблюдение конфиденциальности (неразглашение информации, сообщаемой подростком; психотерапевт должен зашифровывать полное имя подростка в своих протоколах; при супервизии с коллегами психотерапевт должен изменить данные подростка, чтобы подростка нельзя было идентифицировать; подросток должен быть информирован о сообщении информации о нем его родителям только с его ведома).

Раскрытие конфиденциальности возможно только в следующих ситуациях:

  • обнаружение насилия над подростком;
  • разоблачение намерения подростка причинить вред себе (в первую очередь имеется в виду угроза суицида) или другим;
  • сообщение информации по постановлению суда;
  • разрешение на раскрытие информации от родителей или опекунов.

Описание и цели психотерапии:
1) Психотерапия включает в себя индивидуальные сессии с подростком в специально оборудованном для сессий помещении с периодичностью 1(один) раз в неделю продолжительностью 50 минут;

2) Психотерапия с подростком должна проводиться не менее 1(одного) года(не менее 40 (сорока) сессий) в зависимости от характера проблем, сложности симптоматики и личностных особенностей подростка;

3) По результатам одной -пяти первоначальных сессий составляется диагностическое заключение о возможности и целесообразности психотерапии для подростка и выносятся необходимые рекомендации для дальнейшей работы с подростком других специалистов, необходимые для составления индивидуального плана сопровождения
подростка;

4) Психотерапевт является ведущим координатором команды специалистов, психологов, психиатров, социальных работников, работающих с подростков;

5) Психотерапевт подписывает досудебный доклад, подготовленный командой специалистов, с заключением о ресурсах подростка при реализации индивидуального плана сопровождения подростка;

6) Каждые полгода психотерапевтом пишется заключение о психодинамических изменениях в результате психотерапии;

7) Цели психотерапии:

  • контейнирование психотерапевтом интенсивных и непереносимых переживаний и чувств подростка в переносимые при помощи вербализации и символизации непереносимых переживаний и чувств вместо отыгрывания их вовне в форме противоправного поведения;
  • развитие мотивации у подростка к изменениям в психотерапии;
  • разрешение внутрипсихической проблемы подростка (хотя бы частичное разрешение проблемы) для облегчения страданий подростка;
  • повышение потенциала подростка — развитие его самонаблюдения,индивидуальности, самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, способности осознавать свои потребности и проблемы, самостоятельно искать и находить пути их решения, формирование адекватной и устойчивой самооценки, расширение опыта подростка, изменения в межличностном взаимодействии, актуализация личностного роста;
  • оказание помощи подростку к возвращению к нормальной траектории развития, к переходу на более зрелый уровень психического развития и функционирования и предупреждения повторных рецидивов противоправного поведения

Этапы психотерапии:
Общие положения:

  • установление доверительных отношений между психотерапевтом и подростком «терапевтического альянса», включающего в себя: эмпатию, поддержку, аутентичность и искренность психотерапевта.
  • установление рабочего альянса со значимыми близкими подростка, для более полного понимания семейной истории и внутрисемейного взаимодействия, при развитии психопатологии у подростка и привлечения значимых близких на сторону психотерапевта, для помощи в формировании доверительных отношений терапевта с подростком и коррекции межличностного внутрисемейного взаимодействия с составлением рекомендаций для близких подростка (направление на семейную или индивидуальную психотерапию, разъяснительная работа по взаимодействию с подростком и иные направления работы);
  • коррекция межличностного взаимодействия подростка со сверстниками;
  • акцент при психотерапевтической работе с подростком на здоровые и позитивные аспекты его личности;
  • акцент на изменения в ходе психотерапии, включая при необходимости коррекционный и воспитательный аспекты при работе с подростком для направления аффектов подростка в символическое русло и повышения уровня переносимости фрустрации интенсивных и непереносимых переживаний и чувств вместо их отыгрывания вовне в форме противоправного поведения при полном принятии и поддержке подростка.

Включают в себя:
I. Начальный этап психотерапии (этап формулирования, диагностирования проблемы):

  • проведение диагностических встреч с подросткам, членами его семьи для установления контакта с подростком и его семьей; сбор необходимой информации от подростка и членов его семьи о подростке, с целью получения сведений о подростке, об особенностях его развития, истории его жизни; получение информации о детско-родительских отношениях (типе семейного воспитания, дисциплинарных воздействиях, применяемых к подростку, согласованности родительских позиций); получение информации о характере функционирования семьи и семейных отношениях; выявления проблемы, разработка плана терапевтической работы, разработка рекомендаций для семьи;
  • установление рабочих отношений с подростком — «терапевтического альянса»;
  • установление рабочих отношений с членами семьи подростка для объединения усилий психотерапевта и членов семьи в терапевтической работе с подростком;
  • преодоление сопротивления и тревоги подростка и членов его семьи, связанных с психотерапией;
  • создание мотивации подростка и членов его семьи к психотерапии;
  • интегрирование и концептуализация представления о проблемах семьи и их динамике, предоставление семье рекомендаций;
  • обсуждение вопросов конфиденциальности и этики при проведении психотерапии, включая обсуждение права подростка не сообщать членам семьи о том, что происходит на сессиях

II. Средний этап:

  • создание терапевтической среды, обеспечивающей физическую и психологическую безопасность подростка, в которой созданы условия для его личностного самовыражения, в том числе, за счет установления четких пространственно — временных границ терапевтических сессий и за счет введения определенных правил и ограничений, которые накладываются на подростка во время сессий;
  • создание терапевтических отношений, включающее в себя безоценочное эмпатийное принятие, понимание и поддержку подростка; аутентичность и конгруэнтность психотерапевта; сосредоточенность на подростке; уважение к подростку;
  • использование переноса на терапевта чувств подростка и работа с контрпереносом (реакцией психотерапевта на перенос подростка);
  • использование метафор и символов, способность психотерапевта давать ответную реакцию в рамках метафорического содержания;
  • работа с сопротивлением подростка, использование сопротивления в терапевтических целях.

III. Завершение психотерапии:

Естественное завершение процесса психотерапии, когда уменьшились агрессия, снизилось количество и интенсивность страхов, симптоматика и т. д., цели психотерапии достигнуты и подросток готов самостоятельно решать свои проблемы, необходимое, в том числе, для того, чтобы у подростка не наступила зависимость от психотерапии и сохранились
достижения от психотерапии.

1) Решение о завершении психотерапии принимается при следующих условиях:

  • достижение подростком соответствующего уровня развития в разных областях (когнитивной, эмоциональной, межличностных отношениях), усвоение амбивалентности- принятие одновременно в окружающих и хорошего, и плохого;
  • обретение подростком способности самостоятельно решать проблемы, используя адекватные психологические защиты вместо прежнего отыгрывания вовне в виде противоправного поведения;
  • обретение способности вербального и символического выражения своих эмоций и потребностей;
  • повышение уверенности в себе, повышение самооценки, самопринятия, формирование определенной автономии;
  • улучшение отношений со значимыми близкими и сверстниками;
  • уменьшение зависимости от психотерапевта и выдерживание различных ограничений;
Читайте также:  Вакцинация; панацея или смерть; Анализ антител к полиомиелиту

2) Психотерапевт должен сам сообщить подростку об окончании психотерапии и вместе с подростком определить количество оставшихся встреч, необходимых для завершения психотерапии;

3) Продолжительность процесса завершения психотерапии должна быть пропорциональна ее длительности (не менее 5 встреч).

Причины и профилактика девиантного поведения подростков

Раздобарова О.А.
педагог-психолог МОУ СОШ №4 ст. Кущевская, Россия

Подростковый возраст — время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.

Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков — одна из центральных психолого-педагогических проблем.

«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся:

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль образовательных учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания.

Отношение учащихся к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива.

Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения. В практике работы диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Реже психологи исследуют причины и условия формирования девиаций, используя этимологический подход.

Для диагностических целей по рассматриваемой проблеме могут быть использованы общие методики и специальные тесты. По мнению Кутецовой И.В., Сергеева Г.К. продуктивной является модель, включающая скрининг — направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов для уточнения этиологии отклонений. (Федосеенко, 2006.)

Например, в диагностической работе с подростками и юношами психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е. Личко, проективного теста М Люшера, универсальной методики выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования).

В процессе выявления девиаций в учебном заведении важно соблюдать следующие принципы:

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.

В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально- положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.

Для подростков с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны: эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков первой и второй групп может оказаться и медикаментозное печение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию постоянного контроля за учебными и другими видами их деятельности.

Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительнымрезультатам – таких подростков почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

В беседах с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя подростков на социально-одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания у демонстративных подростков, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличивать тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

Реабилитационная и коррекционная работа с подростками «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими подростками недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается це­лесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.

Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками, имеющими признаки патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием детских и подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующие:

В качестве профилактики девиантного поведения у подростков следует отметить важность лечения проявлений минимальной мозговой дисфункции в раннем возрасте, наряду с психотерапевтической работой с семьями детей. В этом плане неоценимое значение имеет развитие системы дневных стационаров и правильный выбор учебного заведения.

Ссылка на основную публикацию
Стадии ВИЧ, первые признаки у мужчин и женщин, когда проявляется в крови
Через сколько можно выявить вич после заражения Производится перенаправление с сайта Всероссийской акции по тестированию на ВИЧ-инфекцию Авторизация Восстановление пароля...
Средства от цистита у женщин порошок
Монурал при цистите Основная задача лечения – это избавление от патогенной микрофлоры, которая распространяется в пораженном мочевом пузыре. Препарат от...
Средства по уходу за сухой и атопичной кожей Atoderm на сайте Bioderma
Полезен ли для взрослой кожи детский крем? К детской косметике — особые требования. Чтобы она соответствовала ГОСТу, производителю приходится включать...
Стадии геморроя (1, 2, 3, 4) проявление и лечение
Виды, стадии геморроя, лечение Геморрой — это заболевание, которое характеризуется варикозным расширением геморроидальных узлов анального канала. Эта повсеместно распространенная патология....
Adblock detector